МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 23” г. Калуги
г. Калуга, Калужская область
  • История школы

    Появление школы (1950-1960-е годы)

    В 50-е годы XX века страна возрождается после войны. Наряду с восстановлением народного хозяйства стремительно развиваются наука и техника: строится Жигулевская ГЭС, Советский Союз активно участвует в космической гонке, запуская первый искусственный спутник Земли и первым отправляя в космос Юрия Гагарина. А в конце 60-х годов ХХ века проводится реформа школьного образования. 

    В это время Калуга тоже не стоит на месте: в домах появляется газ, строится хлебозавод, запускается первый троллейбус. Развивается и культурное направление- возобновляется работа Драматического театра им. А.В. Луначарского, открывает свои двери Музей космонавтики им. К.Э. Циолковского. 

    Одним из зданий, построенных в послевоенные годы, стала рассчитанная на 400 мест семилетняя школа № 4, которая расположилась в переулке Степана Разина, 45 (ныне-ул. Мичурина).  13 июня 1963 года Калужским городским Советом было принято решение № 392 – на базе старого здания школы № 4 организовать восьмилетнюю школу № 23. С этого же года базовым предприятием школы, то есть шефом, стал механический завод № 35 Минобороны СССР. Первым директором школы была Евдокия Ивановна Фокина. В должности директора и учителя русского языка и литературы она проработала в школе до 1970 г. Педагогический и ученический коллективы собирались из разных школ.

    На тот момент школа состояла из 4 корпусов: в первом учились старшеклассники и находилась администрация, второй был расположен на месте нынешних 5-этажных домов по ул. Горького. Он представлял из себя высокий барак рядом с которым была баскетбольная площадка с маленькими раздевалками. Далее по улице располагалась мастерская на 5 рабочих мест, а ещё дальше – барак 6 х 12 метров, где учились 1-4 классы    Корпуса не были связаны между собой и нужно было переходить по улице. С правой стороны, где сейчас расположен спортзал, стоял сплошной забор, отгораживающий школьную территорию от частных домов.

    С наступлением осени начиналась проблема с отоплением всех 4 зданий, поскольку центрального отопления тоже не было. Бараки топили дровами, которые старшеклассники кололи самостоятельно на складе на перекрёстке ул. Московской и ул. Тельмана. Туда школьников доставляли в кузове машины. Даже должность школьного кочегара существовала до 1970 года!

    Старшеклассники (7 и 8 классы) были шефами над учениками 5 и 6 классов, следили за дисциплиной не переменах. Ребята слушались, потому что было стыдно бегать по школе и получать замечания, а кто не выполнял школьные требования, тех водили в учительскую на профилактические беседы.

    В школьном коллективе была атмосфера взаимопонимания, уважительного отношения, дружеская, творческая, сочетающаяся с дисциплиной и ответственностью. Периодически устраивались вечера. Для двух 8-ых классов три раза за учебный год организовывали огоньки: и чай, и танцы, и читали стихи собственного сочинения. Ребята приглашали своих друзей из других школ. В комсомол принимали как раз в 8 классе, когда ребятам исполнялось 15 лет, в торжественной обстановке на день пионерии, 19 мая.

    При школе были приусадебный участок и хоть одна спортивная площадка – баскетбольная или волейбольная. Между школами организовывались соревнования. Отмечались и праздники: Последний звонок, день рождения Ленина (22 апреля), а 7 ноября был государственно образующим праздником.

    Появление школы- знаковое событие для всех тех, кто связан с ней. У ее истоков стояли учителя – фронтовики, память о которых продолжает храниться в стенах школы и по сей день.

    Становление школьных традиций (1970-1980-е годы)

    В истории СССР этот период переломный. В 1974 г. началась стройка БАМа. Вся страна смотрела вышедший в 1973 г.  фильм «Семнадцать мгновений весны», в 1975 г. радовалась успеху совместного советско-американского космического полета «Союз-Аполлон», а летом 1980 г. переживала за участников XXII летних Олимпийских игр в Москве. Шла война в Афганистане, стремительно менялось высшее руководство государства, перед обществом стала проблема выбора пути дальнейшего развития.  

    В Калуге в этот период происходило много нового. В 1971 г. город был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1970 г. открыт аэропорт в Грабцево, начала работать спортивная школа «Юность», а в 1978 г. началось строительство Яченского водохранилища. 9 мая 1970 г. на площади Победы был торжественно зажжен Вечный огонь. В 1975 г. туда были перенесены останки подольских курсантов и учрежден Пост №1.

    С марта 1969 г. на должность руководителя школы назначили Клавдию Дмитриевну Шеховцову. В качестве директора и учителя истории она проработала до 1980 г. В это время к старому зданию была сделана пристройка из 15 кабинетов, мастерских, пищеблока, столовой и спортзала. В 1971 г. школа стала средней, в ней открылся 9 класс, а в 1973 был первый выпуск 10-х классов. 

    В 1973 г. вокруг школы учениками были посажены деревья, которые сегодня наблюдают за бегущими на занятия учениками. Зимой на школьном стадионе силами учащихся заливали каток, устраивали хоккейные матчи между командами классов и соревновались с другими школами. Школьная хоккейная команда «Алмаз» стала серебряным призером клуба «Золотая шайба-80» г. Калуги. Чуть позже на крыше школы и спортзала были установлены фонари, которые освещали весь уличный спорткомплекс, который приводился в рабочее состояние дежурными учениками, учителями, родителями. В спортивном зале школы занималась спортшкола городского отдела народного образования. 

    Лучшие учащиеся школы с 1975 г. несли Вахту Памяти на Посту № 1.   С этого времени Почетный караул школы является одним из лучших в городе. В школьную жизнь были введены уроки мужества. 

    В 1977 году директором школы становится Виктор Андреевич Кишеев.  Складываются традиции, которые существуют в школе сегодня: проведение праздничных линеек на школьном дворе, торжественный вынос знамени и клятва выпускника школы. 

    В 1996 г. В. А. Кишееву было присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Этого высокого звания были удостоены несколько учителей, которые начинали работать в школе в 1970-е. Мария Васильевна Савкина- завуч и учитель математики с 1978 по 1997 гг. (звание присвоено в 1976 г.), Лидия Васильевна Некрылова - в 1971-1975 гг. учитель истории, организатор внеклассной работы (звание присвоено в 1985 г.), Надежда Алексеевна Донникова - в 1979-1982 гг. учитель русского языка и литературы (звание присвоено в 2012 г.), Лидия Дмитриевна Иванова - с 1977 г. организатор внеклассной работы, заместитель директора, учитель истории и обществознания (звание присвоено в 2010 г).

    Пионерская дружина школы (1963–1992 гг.) носила имя Героя Советского Союза, первой женщины-космонавта СССР В. Н. Терешковой. В дружине работал Клуб Интернациональной Дружбы – ребята общались с пионерами ГДР, вели переписку с зарубежными сверстниками; клуб участвовал в городских конкурсах, отмечался 
    на городском уровне. 

    В школе существовали два хора – пионерский и октябрятский, ребята выступали перед родителями и шефами 35-го механического завода. Выпускалась школьная стенгазета «Маяк» и была создана агитбригада «РИТМ». Жизнь школьников была насыщена: они занимались в спортивных секциях и кружках Калуги, активно участвовали в различных школьных и городских мероприятиях, читали книги, ходили в походы, занимались сбором макулатуры и металлолома. Проводили театрализованные представления для младших школьников, музыкальные вечера, конкурсы политических плакатов и рисунков, песен и стихотворений. В начале 1980-х ученики школы вели активную переписку с ветеранами 81-й Калужской стрелковой дивизии. В 1982 г. ветераны были в гостях у школьников.

    В 1979 г. в стенах школы была организована первая в Калуге дискотека для школьников. Она проводилась еженедельно: по субботам –для 8-10 классов, по воскресеньям – для 5-7 классов. 

    С 1982 г. в школе начала работать шахматная секция. На протяжении 40 лет ей руководил Владимир Сергеевич Алексеев. В 1983 г. под руководством военрука Юрия Александровича Петропавловского стал проводиться день солдатской службы. Мальчики 5–8 классов ночевали в казарме, жили сутки по воинскому регламенту, поднимались по тревоге, совершали марш-бросок, питались в солдатской столовой. Каждую осень трудовым десантом ученики помогали в уборке урожая совхозу им. К. Э. Циолковского и подшефному колхозу 35-го механического завода.

    Выпускники школы это периода до сих пор с особым трепетом вспоминают свою молодость, которая была наполнена событиями, происходящими в школе.

    Школа в период вызовов и испытаний (1990-е гг.)

    В 1990-е в стране наступил серьезный социально-экономический и политический кризис: передел собственности, бандитизм, вооруженные конфликты, люди оказывались за чертой бедности. В городе закрывались предприятия, появилась проблема с выплатой заработной платы, которую часто не получали и сотрудники школы. В это сложное время почти никто не покинул школу. 

    В 1985 г. директором школы становится Владимир Васильевич Каютов (1985–2009 гг.). Он руководил школой в самый сложный период ее истории. 

    В 1993 г. в школе начался капитальный ремонт, ученики лишились здания начальной школы на 10 лет. В столовой отгородили два маленьких кабинетика, в одном расположились директор и его заместители, в другом – секретарь и учительская. Учительский гардероб поместили в уже закрывшийся буфет. В детские сады «Алёнушка», «Восход», «Красная шапочка» срочно вывезли из школьных классов парты, доски, шкафы.  В 1–4 классах учились в две смены, а вот ученики 5–11 классов занимались в три смены в режиме шестидневной учебной недели. 

    Существовал родительский патруль – рейды по микрорайону были необходимостью, так как криминогенная обстановка была неблагоприятная, надо было проконтролировать уход из школы третьей смены, последить за порядком в окрестных дворах.

    В середине 90-х в нашей школе появились классы с углубленным изучением предметов: математики и физики, русского языка, литературы и общественных наук, биологии и химии. 

    По инициативе В.В. Каютова был разработан эскиз школьного герба и знамени. Так и родилось: «Три цвета на знамени нашем есть: Красный – долг, благородство, честь, Синий стал нам свободой, мечтой, Стремление к знаниям – золотой» и «Ладья наших предков плывёт на гербе, И все мы плывём на этой ладье Из прошлого в будущее через века, И это будущее в наших руках». Наша школа первой в городе стала ходить на торжества со своим знаменем и эмблемой. Именно в 90-е годы родилось единство целей воспитания, его содержания и школьной символики, высокий уровень краеведческой работы стал отличительной чертой школы. 

    В середине 90-х был создан совет старшеклассников школы. На День учителя и на 8 Марта члены совета с утра отправлялись по детским садам с поздравлениями учителей и с подготовленными утренниками для учащихся начальной школы. Вся общественная жизнь школы кипела в столовой. Здесь проводились конкурсные программы, многие строились по образцу и подобию телепрограмм: «Сто к одному», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Тургеневская девушка», «Рыцарский турнир», новогодние КВН между старшеклассниками и учителями, литературные гостиные, литературные и исторические дуэли и спектакли, математические бои, конкурсы инсценированных сказок и басен. На школьные дискотеки, которые организовывали сами ребята, пыталась проникнуть вся молодёжь микрорайона, к дежурству привлекались учителя и сотрудники милиции.

    В спортзале школы проводились военизированные эстафеты на 23 февраля. Здесь и пуговицы пришивали на скорость, и портянки наматывали, и одевались тоже на скорость, и в костюмах химзащиты проходили полосу препятствий. Также проводились баскетбольные и волейбольные матчи между командами учащихся и учителей.  

    С 1995 года на базе школы стали организоваться вечера ветеранов Великой Отечественной войны и концерты на День Победы. Первый концерт состоялся в кабинете №10, присутствовало около 15 ветеранов, проживавших в микрорайоне школы.

    Даже в тяжелый период педагогический коллектив поддерживал в школе атмосферу сотрудничества, сохранялись и приумножались традиции.

    Школа XXI века

    К началу 2000-х годов в стране стабилизировалось социально-экономическое положение, в Калуге появилась возможность развивать новые проекты. Был открыт новый мост через Оку, открылся Дом музыки, прошла реконструкция улицы Кирова. Закончился капитальный ремонт и сформировался стабильный педагогический коллектив, в котором трудятся выпускники, хранятся и чтятся крепкие традиции, которые закладывались ещё в семидесятые-восьмидесятые годы ХХ века. 

    В этот период школой руководят Тарас Сергеевич Писаренко (2009-2014 гг.), Денис Юрьевич Зубов (2014-2017 гг.), Андрей Николаевич Капалин (2017-н.в.). К началу XXI века в школе сформировалась крепкая управленческая команда. Марина Борисовна Ерохина, Ольга Анатольевна Иванова, Лидия Дмитриевна Иванова вместе трудились на посту завучей школы почти два десятилетия подряд!

    Сформировалось современное видение школы и звучит оно так: «Создание благоприятной образовательной среды обучения, воспитания и развития детей, независимо от уровня их развития, национальности и социального статуса». 

    Школа стала показывать стабильные образовательные результаты. Ежегодно среди наших выпускников есть несколько золотых медалистов, ученики 
    и их наставники становятся победителями и призерами муниципального и регионального этапов и финального этапа Всероссийской олимпиады школьников, лауреатами научных чтений и конференций. Коллектив школы стоял у истоков создания и реализации в городе уникальной сетевой образовательной программы.  

    В течение многих лет выстраивалась воспитательная система, основной которой является всестороннее развитие личности через единство урочной, внеурочной, внешкольной деятельности. В школе работают шахматный и хореографический кружки, научное общество «БРИГ» (Будущие решительные исследователи гипотез), отряды «ЮИД» (юные инспектора дорожного движения), «ДЮП» (дружина юных пожарных), развивается юнармейское движение. В 2002 году появилась в школе детская организация «Вятичи». Приоритетными направлениями деятельности   является патриотическое  и гражданское воспитание и организация досуга. Наши ученики являются активными участниками Российского движения детей и молодежи «Движение Первых». По-прежнему почетный караул службы несет Вахту Памяти у Вечного огня и является одним из лучших в городе.

    На протяжении многих лет школа является городской опорной площадкой по краеведению. Изучая локальную историю, мы закладываем основы патриотизма. Ученики школы принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности, посвящают свое творчество Калуге и Калужскому краю. 

    В школе активно работает спортивный клуб «Святогор», цель- формирование основ здорового образа жизни и приобщение учащихся к спорту. Ежегодно мы участвуем в большом количестве городских спортивных состязаний, а наши шахматисты на протяжении многих лет являются одними из лучших в городе.

    В школе организован родительский клуб «Мы Вместе!», с помощью которого в родительской среде распространяется информация о современных практиках педагогики и психологии, основах здорового образа жизни, конфликтологии, основах правовых знаний, необходимых для воспитания детей и подростков.

    Многое уже сделано, но многое еще предстоит сделать. Мы уверены, 
    что сможем справиться с поставленными задачами и достичь поставленных целей при активном сотрудничестве учителей, учеников и их родителей!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie