МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 23” г. Калуги
г. Калуга, Калужская область

Служба психолого-педагогического сопровождения

Вас приветствуют специалисты Службы психолого-педагогического сопровождения!

В нашей службе работают педагоги-психологи, социальный педагог, учитель-дефектолог (учитель-логопед).

Деятельность психолого-педагогическая службы направлена на сохранение психологического здоровья и обеспечение полноценного психического и социального развития учащихся. Мы содействуем прогрессивному формированию личности учащихся и развитию социально важных свойств и функций учащихся как будущих профессионалов и граждан. Служба функционирует в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом, медицинскими работниками и администрацией школы.

Работа психолого-педагогической службы осуществляется по следующим основным направлениям:

  • информационно-просветительское — активное внедрение и актуализация имеющихся психологических знаний и социальной информации в среде педагогов, родителей;
  • психодиагностическое — контроль эффективности обучения, выявление случаев неблагополучного личностного, социального, речевого или интеллектуального развития учащихся;
  • психопрофилактическое — предупреждение возникновения неблагоприятных функциональных состояний у учеников, педагогов;
  • психокоррекционное — устранение отклонений в речевом развитии, разитии личности или познавательной сферы учеников;
  • консультативное — оказание оперативной социальной и психологической помощи педагогам, ученикам, родителям;
  • профориентационное — активизация процесса формирования психологической и социальной готовности учащихся к профессиональному и социальному самоопределению;
  • организационно-методическое — разработка методик ведения социальной и психологической работы в условиях школы.
  • научно-исследовательское - в соответствии с целями службы - разработка и проведение исследований в рамках комплексной системы психодиагностической, логопедической, психокоррекцонной и развивающей работы, ориентированной на определенный возраст, а также работа с педагогами, заинтересованными в сотрудничестве с психологами и ориентированными на саморазвитие и исследовательскую деятельность.

Педагог-психолог

Цель деятельности:
Осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в образовательном учреждении.

Направления деятельности:

  • Диагностическое. Психодиагностическое обследование обучающихся с целью определения индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка.
  • Коррекционно-развивающее. Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с целью развития познавательных процессов и коммуникативных навыков.
  • Консультативное. Индивидуальное и групповое консультирование родителей, педагогических работников, обучающихся.
  • Профилактическое. Осуществление профилактики и предупреждения опасных явлений в жизни школьника.
  • Организационно-методическое. Содействие администрации и педагогам в составлении образовательной программы и индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Учитель-дефектолог (учитель-логопед)

Цель деятельности: осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся с нарушениями в развитии, с ограниченными возможностями здоровья.

Направление деятельности:

  • Диагностическое. Осуществление логопедического (дефектологического) обследования обучающихся, определение структуры и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Изучение индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей обучающихся с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности.
  • Коррекционно-развивающее. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся. Проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Осуществление работы в тесном контакте с учителями, с другими специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения, с родителями.
  • Консультативное. Консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • Профилактическое. Посещение занятий и уроков. Выступление на родительских собраниях, педагогических советах, методических объединениях педагогов.

 

В процессе логопедического сопровождения детей-логопатов специалист ставит перед собой перечень задач:

  • Корригировать и развивать фонетико-фонематическую сторону речи детей: -исправлять дефектное звукопроизношение; -формировать звуко-слоговую структуру слова; -развивать фонематический слух (умение различать звуки на слух); -развивать фонематическое восприятие (умение проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слов).
  • Формировать лексический компонент речи: - уточнять, расширять, обогащать словарный запас с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы; - закреплять учебную лингвистическую терминологию; - избавить словарный запас от слов-паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.
  • Формировать грамматическую сторону речи учащихся: - устранять имеющиеся аграмматизмы; - закреплять категориальное значение различных частей речи; - уточнять грамматическое значение слов; - формировать грамматические и морфологические обобщения; - развивать морфемный и морфологический анализ.
  • Формировать синтаксический компонент речи и связную речь: - формировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения; - развивать навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.
  • Выявлять и проводить коррекцию нарушений письменной речи – дислексии и дисграфии.
  • Развивать просодический компонент речи, корректировать проявления заикания.
  • Развивать невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи: - мышление - репродуктивное, творческое, лингвистическое (способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации и сериации на основе различных лингвистических критериев); - свойства внимания; - зрительную и речеслуховую память; - временные и пространственные представления; - мелкую моторику; - динамическую организацию двигательного акта; - сенсомоторные и межполушарные взаимодействия.
  • Воспитывать интерес к учению, повышать школьную мотивацию.
  • Формировать произвольную сферу через действия: целеполагания, планирования, рефлексии, самоанализа, оценки, волевой саморегуляции.
  • Формировать коммуникативные умения и навыки: - самостоятельно планировать речевое высказывание; - точно выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией; - развивать диалогическую и формировать монологическую формы речи; - совершенствовать паралингвистические и экстралингвистические средства общения – просодику, жесты, мимику; - воспитывать толерантность, культуру речевого общения; - прививать навык обращения к учителю или товарищу за разъяснением.

Социальный педагог

Цель деятельности: осуществление работы, направленной на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности в школе.

Направление деятельности:

  • Диагностическое. Социальный педагог изучает особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся. Определение задач, форм, методов социально-педагогической работы с обучающимися, способов решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
  • Практическое. Социальный педагог своевременно оказывает обучающимся необходимую социальную помощь и поддержку. Социальный педагог выступает посредником между школой, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся. Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
  • Консультативное. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих). Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся (воспитанников, детей).
  • Профилактическое. Посещает занятия и уроки. Выступает на родительских собраниях, педагогических советах, методических объединениях педагогов.

Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения